воскресенье, 16 декабря 2018 г.

Не надо мне помогать!.. Я уж лучше сам!...


Вот почему так бывает – предлагаешь помощь кому-то (причем бескорыстно!), а человек отказывается?

Например, вчера был типичный случай: звоню своему давнишнему пациенту, просто поболтать и спросить как дела, а он рассказывает, удивленный:
 - У меня товарищ на работе со спиной мается уже который месяц. Я ему говорю, -  «хочешь дам тебе телефон человека, который тебя вылечит? Я раньше сам так же мучался, пару раз к нему съездил, и  теперь вот третий год хоть бы хны!..»  Так он отвечает:  «да нет, я уж лучше сам.. вдруг само пройдет?..»  И отказывается, хотя уже ходит с трудом! Вот что с ним делать? Как помочь ему?

Загадочная это вещь,  представление человека о реальности вообще и о своем здоровье в частности: одни люди считают себя здоровыми, хотя явно страдают  от болезни, другие же, наоборот, с медицинской точки зрения здоровы, но мнительно прислушиваются к любой мелочи – а вдруг уже болезнь? – и страдают не столько от выдуманных ими самими болезней, сколько от ожидания настоящей проблемы. При этом несчастны и те и другие.

К вопросу что с этим делать, пока мы обсуждали эту тему в Фейсбуке,  – разные версии назывались. Например: «неудачно полечился у кого-то, и теперь боится», или «привязан к своей болезни», или «гордость». Все это наводит на мысли о том, что отказ от помощи это всего лишь часть проблемы. В более общем виде  такие синдромы отрицания рассматриваются психиатрами в ряду «диссоциативных расстройств».

Диссоциация – рассоединение – в данном случае  значит, что  представления человека о себе, своем теле не соответствуют действительности. К психиатру чаще направляют людей с грубыми проявлениями этих состояний, например в маниакальную фазу маниакально-депрессивного психоза, когда человек возбужден и полон энтузиазма, но при этом отрицает, что он устал, голоден, и болен, и у него нет никаких шансов осуществить свои «великие планы».  Но ведь те же самые механизмы действуют в психике каждого из нас, считающих себя психически «здоровыми»!

Пока читал что пишут поэтому поводу психиатры, попался еще хороший пример -
больной, только что переведен в отделение из реанимации после острого инфаркта миокарда, но, несмотря ни на что, с риском для жизни, пытается сразу же уехать из больницы: «раз уже не болит значит ничего и не было, врачи ошиблись».
При этом сам пациент выглядит в своих глазах «героем который не сдается», а врач который в силу профессионального долга, да и просто желая ему добра, пытается образумить его невольно начинает играть роль агрессора.

Медицинская деятельность полна таких противоречий, из которых потом в умах людей вырастают мифы о «корыстных врачах», «международном фармацевтическом заговоре», и другой подобной чепухе.

Так что же нам, врачам, делать-то?  

  •  Махнуть на таких людей рукой и забыть – а как же Милосердие?
  •  Постараться помочь, вопреки протестам самого пациента – получится насилие чреватое наказанием.

На такие вопросы, подобные вопросам Арджуны на поле боя,  наилучший ответ лично мне, как врачу, дает отнюдь не психиатрия, а Йога!

Когда разум сталкивается с противоречивыми суждениями, невольно начинаешь искать мнения авторитетов проверенных временем, причем лучше, если это время меряется тысячелетиями.

Так вот, в восточной философии можно найти несколько базовых понятий, помогающих лучше понять происходящее:

1. КАРМА – этим словом обозначают суровый и непреклонный закон, который  описывает взаимодействие души и материального мира. То есть причинил кому-то беспокойство – придется также потом пострадать по мере совершенного насилия. Смог помочь кому-то – твою участь тоже облегчат. Поскольку с ведической точки зрения души вечны, и при смерти физического тела лишь меняют одно тело на другое при перерождениях, то запросто можно получить в этой жизни расплату за поступки и слова, что были сделаны в одном из предыдущих тел. Это к вопросу о кажущейся несправедливости этого мира. Движущая сила кармы находится не где-то вовне, а прямо внутри нашего ума – это наши собственные желания: не будешь завидовать и желать чужого, следовательно не украдешь и не будешь сидеть в тюрьме. Получается, что Карма это то, как наши желания взаимодействуют с окружающим миром.

Ведическая философия утверждает, что этот мир спроектирован так чтобы все желания всех живых существ сбывались. Это значит, что если я пожелаю что-то даже не для себя, а для другого живого существа, оно тоже должно сбыться. Так появляется понятие проклятий и благословений: пожелать счастья другому это значит благословить его, пожелать ему испытать страдания или беспокойство – это значит проклясть. Поэтому так важно не обижать никого, ведь желания тех, кого ты потревожил, будут сбываться на тебе самом! И наоборот -  если удалось помочь кому-то стать счастливее, он может пожелать также счастья и тебе. Отсюда мы переходим ко второму важному понятию – Ахимса.

2. АХИМСА, это слово может быть переведено с санскрита как Ненасилие. Этот принцип является основой всякой добродетели.  В этом состоянии человек  стремится не причинять беспокойств ни одному живому существу.  Для меня это значит, что люди, которые меня окружают, ничего мне не должны, и имеют право по отношению ко мне быть такими, какие они есть, то есть любыми: умными и глупыми, аккуратными  и неряшливыми,  здоровыми, и даже больными, если только они сами этого хотят. Устраняя, таким образом, претензии к окружающим, я  могу не вступать с ними в конфликт из-за того что они не соответствуют моим ожиданиям. Так можно избежать проклятий от окружающих.

Принцип ахимсы может показаться призывом к полному устранению от всякой деятельности – ведь чтобы ты не делал, неизбежно нарушишь чьи-то интересы. Даже моргая, или вдыхая воздух,  человек убивает тысячи микроскопических живых существ. Однако мнение священных писаний на этот счет однозначно – Ахимса это не призыв к бездействию:

«Всякое действие несет в себе изъян, подобно огню, который всегда покрыт дымом. Поэтому, о сын Кунти, никто не должен отказываться от обязанностей, порожденных его природой, сколько бы изъянов они в себе ни несли.» (Бх. Г. 18.48)

Ахимса – это призыв действовать, руководствуясь  не личным эгоистичным желанием, а своим Долгом. Солдат на войне убивает противника, полицейский ловит и наказывает преступника, Родитель воспитывает ребенка, в том числе через наказание – насилия здесь нет. Как раз таки насилие появляется, если причина для действий – удовлетворение своих желаний, а не бескорыстное служение другим.  Например если полицейский займется наказанием преступников «не при исполнении», солдат решит пострелять по живым мишеням без приказа, а родитель применит наказание для воспитания чужих детей – долго ли общество останется мирным если люди начнут поступать так?

3. ДХАРМА  – чаще всего это этим термином обозначают Долг, или обязанности, продиктованные природой, или временем, местом и  другими обстоятельствами. Так например Дхарма тигра – охотиться и поедать добычу. Дхарма реки – течь к океану.  Человек наделен разумом, поэтому и предназначение  у него сложнее, чем у животных, растений, или реки.

В целом для человека исполнение своей дхармы – это способ не только гармонично и счастливо прожить жизнь на земле, но и реализовать саму цель рождения в этом материальном теле.  Однако как исполнить то, чего не знаешь? Законы государства, наставления священных писаний призваны восполнить этот пробел. Собственно способность использовать знания и таким образом контролировать  свои желания и отличает  нас от животных.

Примирение противоречий

Итак – помогать или не помогать? Как же разрешить этот конфликт?  Как поступить с тем, кто не хочет принимать никакую помощь?

Отбросим пока ситуации когда долг (Дхарма) вынуждает меня действовать незамедлительно (как допустим если я врач скорой помощи и стою перед больным с симптомами инфаркта) . Тут и так все понятно.

Ведь чаще мы имеем дело с ситуациями, в которых мы не на службе, а находимся в кругу друзей, родственников или просто знакомых.  Вот тут уже приходится призадуматься!
А ведь ответ очень прост. Он давно найден и записан.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (от Матфея 7:12)

Мое мнение на основе этих концепций складывается такое  – если просят не вмешиваться, то лучше не пытаться любой ценой «причинять добро». Однако ненавязчиво предложить помощь можно и нужно.  Важно, чтобы мы сами понимали истинную причину своих поступков.  Когда на предложение помочь мы слышим отказ, и  в нашем сердце появляется разочарование, боль, обида, стыд или гнев – значит побудительная причина нашей «благотворительности» - эгоизм. Если же несмотря на отказ мы просто лучше начинаем понимать близкого человека – значит мотивация чиста, однако мы выбрали неправильное время и место для наших слов.

Так что в подходящий момент смелее звоните близким: зачастую им нужна даже не помощь, а просто понимание, и чтобы кто-то их с открытым сердцем выслушал.

Я желаю нам всем чистоты побуждений, и успеха в служении близким.
Пусть все вокруг нас будут здоровы и счастливы!



Комментариев нет:

Отправить комментарий