среда, 23 января 2013 г.

Баньян

Сказочка про Баньян

или размышления о Законе Пользе и Любви

В Пуранах есть изречение о том, что всякое дело нужно делать в соответствии с шастрами (в том числе с религиозными заповедями), и сообразно времени и месту. Так чтобы в каждом начинании гармонично сочетались три основы счастливой жизни:  ЗАКОН, ПОЛЬЗА и ЛЮБОВЬ.

Люди западного склада ума склонны во главу угла ставить Пользу - и все мы видим результат: люди богаты, но беспокойны и суетливы, а семьи разрушаеются каждый день. На востоке зачастую наоборот: религиозный Закон и\или Любовь к ближним ставят над Пользой и потому здесь живут хотя и беднее, но более счастливо. Семьи у них большие, дружба сердечная. Ну и вражда тоже если бывает то хоть и короткая но яростная.

Здесь на Бали, конечно, настоящий Восток. Причем такой где еще не деградировало окончательно древнее знание, есть даже специальное сословие - священники-поманку - социальная роль которых наставлять ближних о Законе, Пользе и Любви. Покуда Священники хранят чистоту, и следуют своей природе (сохранять и приумножать духовные знания среди людей) все общество будет спокойным и счастливым.

Нет никакого важного дела здесь которое бы не начиналось с обращения к священнику. Когда-то и в России так было. Строить ли дом, сажать ли посевы, жениться или выходить замуж. Для каждого начинания традиционно выбирается благоприятное время и место.

Все так. Однако жизнь всегда готова преподнести нам сюрприз, верно? И когда у людей не хватает понимания на помощь приходят высшие силы. Где-то на материке это может происходить исподволь, незаметно, но Бали ведь не зря называют
Остров Богов - здесь вмешательство высших сил может быть такое, что игнорировать его никак невозможно.

А случилось вот что -

Совсем недавно это было - еще и 2х месяцев не прошло. В  центральной части Бали  - в Сукавати где я живу сейчас - стоит на краю дороги возле кладбища древний Баньян. Эти деревья почитают за священные, особенно такие большие и старые как этот.  Те, кто живут поблизости стараются заботиться об этих исполинах  - клетчатой тканью ствол повяжут, по особым дням всей деревней церемонии под сенью дерева проводят, а иногда даже в ветвях маленький храм ставят. Это уж как местный священник- Манку определит.

 

Растут  эти великаны  не где попало. Чаще всего Баньян можно видеть на краю дороги,  чтобы путники могли отдохнуть в прохладной тени дерева. Некоторые деревья оказались в центре деревни,  рядом или внутри деревенского храма, а некоторые в таком месте, где ни один нормальный балиец жить не захочет - возле кладбища.

Тот Баньян в Сукавати как раз возле кладбища стоит. Место там красивое - рядом с площадкой под деревом ворота деревенского храма, поодаль большая травяная поляна, по краям резкий спуск к реке, а на поляне даже курган небольшой есть (никогда раньше не видел таких!). И никого под Баньяном не бывает  - не сидится там людям. Только для храмовых церемоний люди сюда и приходят.

И вот решили в парламенте Бали всю эту площадку  поновой заасфальтировать и сделать парковку для автобусов - дескать что место зря простаивает, может потом и торговый комплекс тут построим. Деньги выделены надо делать начинать. Да вот только чем-то строителям старый Баньян помешал, и решили они его спилить. Приходят эти добры-молодцы с бензопилами и работа закипела. Уже несколько ветвей с кроны спилить успели, как тут голос с неба раздался, - <НЕ ТРОГАТЬ БАНЬЯН!> Рабочие растерялись, переглядываются  -почудилось может быть, а тут с нова с неба по балийски <НЕ ТРОЖЬ!! КТО ПОВРЕДИТ ЭТОМУ ДЕРЕВУ У ТОГО ПРЯМО ЗДЕСЬ ДУША РАССТАНЕТСЯ С ТЕЛОМ!>, а потом из деревни народ прибежал, голос-то оказывается вся деревня слыхала. Какое уж тут пилить-рубить, бензопилы убрали, из ближайшего храма священник пришел, стали срочно к церемонии готовиться. 

Ведь как ни крути, оскорбление святыни произошло, а виноваты в этом все оказались - и те, кто в парламенте это предложил, и соседи что разрешительные бумаги  подписывали, и священник что не запретил, и эти бедолаги-строители с бензопилами.

 

Хотя Баньяны и святыня, но видно странные времена нынче на Бали пришли  - часто их люди рубить стали. То, понимаешь, ветви проводам мешают, то  боятся, что большая ветка на дом упадет, поломает все. Срезают ветви, а то вовсе под корень Баньян изводят. Про другие большие деревья и разговору нет, все на мебель пускают. Красивая мебель из цельного ствола получается спору нет, много денег за такие чудеса приезжие платить готовы, а из обрезков можно еще безделушек-сувениров нарезать. Целые деревни этим занимаются!  Вот и слышно, то здесь, то там, как бензопила живую плоть дерева терзает, а потом треск упавшего дерева и тишина: еще одного древнего великана  теперь не стало.

А тут вдруг такие чудеса - Голос с неба. Быстренько очистительные мантры священник прочитал  - и объявил:  надо будет большую церемонию делать иначе беда нас всех ждет. Стали готовиться, а пока подготовка шла ночью еще одно чудо заметили - крона дерева ночью светится, да не как-нибудь, а так ярко, что под деревом хоть газету читай! Причем откуда свет идет непонятно, лампочек никаких  нету. Три дня до самой церемонии дерево по ночам светилось. На такое чудо со всего Бали народ съезжаться начал, паломничество получилось. Предприимчивые соседи быстренько рядом палатки торговые поставили, еду продают, сувениры, для церемоний принадлежности. Хоть и устрашающие чудеса, но видно не настолько чтобы выгоду упускать. В прежде пустом месте жизнь забурлила. На другой день в этой суете кто-то из приезжих  заметил, что между висящих корней на стволе как буд-то лицо проступило, как маска, только не вырезал его никто там! И раньше никто из местных не видел на стволе в этом месте ничего подобного. Злое лицо угрожающее. Пуще прежнего люди засуетились. Всякое строительство на этом месте уже законодательно запретили на всегда.

А перед самой церемонией еще одно чудо было: вышла из бамбуковых зарослей на краю поляны обезьяна невиданного на Бали <красного> окраса. Обычные-то макаки здесь в серой шкуре щеголяют, а эта как есть - рыжая! Вышла обезьяна, на Баньян залезла, стала листья рвать и есть, вобщем жить устроилась. Люди переглянулись  - вот те раз!  Листья Баньяна-то несъедобными даже для обезьян считались до сих пор.

Подошло время церемонии, людей  еще больше  съехалось на эти чудеса посмотреть. Во время церемонии, рассказывают, что кто-то из присутствующих (как это часто бывает в подобных случаях) в то время когда священник читал мантры впал в транс и не своим голосом стал говорить с людьми что сидели вокруг.   "Кто срубит это дерево, того и Бог срубит с этой земли!". Теперь уж последние сомнения отпали  - нельзя этот Баньян обижать. Да и с другими деревьями тоже дважды подумать придется.

Всю ночь, пока длилась церемония, под деревом по-прежнему было светло как днем. На следующую ночь свечение уже померкло и исчезло. Строители ушли, только обновили каменную ограду вокруг ствола.  А красная обезьяна, говорят, осталась, так и живет  там до сих пор, жители  ее иногда видят. И маска на стволе - как напоминание о случившемся.

Меня не было на Бали когда все это происходило. Вернувшись из России и узнав о новостях я конечно к месту событий сьездил, и маску эту видел собственными глазами. Сфотографировать не получилось - она глубоко в кроне и света не хватает чтобы сделать фото. Потрогать ее чтобы определить из чего она сделана из дерева или камня мне как-то не захотелось.

Все ли в этой истории вписывается в вашу картину мира судить вам. Однако как же повезло Балийцам родиться здесь и жить в таком сознании, где вмешательство высших сил такое явное!

В России сколько многоэтажек на месте бывших кладбищ понастроено? А потом у полиции работа пьяные ссоры по квартирам  разнимать! А часто ли в своих начинаниях мы с духовными наставниками советуемся? Да и у многих ли есть они?



Вот такие дела - самое время подумать о Законе, Пользе и Любви. Может и в моих глазах прояснится.

Виталий Головков

январь 2013

Дхарма
Дхарма

Дхарма, олицетворение справедливости и нравственого закона , ассоциируется с Ямараджей (богом смерти).

Часто изображается в виде Быка. (ездовое жиотное Шивы)
Артха - экономическое процветание, Польза.

Ассоциируеся с Богиней Лакшми, супругой Вишну

На изображениях Лакшми держит падма (лотос), махалунга (лимоноподобный плод), из её нижних ладоней сыплются золотые монеты, или одна из рук находится в благословляющем положении

Артха
Артха

Кама
Кама

Кама (любовь, чувственное влечение) — сын Лакшми и Вишну.

Изображается в виде крылатого юноши с луком из сахарного тростника и пятью стрелами из цветов. Его ездовое животное — попугай.

Ассоциируется не столько с плотскими утехами сколько со всеми чувственнными наслаждениями вцелом - наслаждение вкусом пищи, красивой музыкой, богатством, красотой и т.д.

5 комментариев:

  1. После голоса дерева появилось 2 обезьяны - белая и рыжая. Белая на следующий день исчезла. А рыжая осталась. Но вот только не живет она уже там.... Убило ее током там же около дерева.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О как!.. Не все значит народная молва доносит в точности. Спасибо за дополнение.

      Прямо словно Сугрива и Хануман вместе пожаловали :)

      А электричество там откуда? Провода вроде бы не рядом - они вдоль дороги на столбах.

      Удалить
    2. А где же про пальму-то ? Э-э-эх Сказочник :-)
      Как же ты мог про нее забыть-то? Или переживаешь за неокрепший разум читателя :-)
      А, кстати это Леха, чет мой копм не логиниться у тебя на блоге!

      Удалить
  2. Про баньян очень интересно) Сразу подумал, что мое деревянное строение в Мещерском охраняют два трехсотлетних дуба с двух сторон, с запада и востока.
    Успехов тебе, сынок)
    Папа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за благословение, Папа! Пусть будет всегда чистым и ясным небо твоего разума!

      Удалить